существование различных душ, объектов
и т. д. не расходится с адвайтигеской точкой зрения.
2. Пратибхасика: джагат, джива и Ишвара познаются только тем,
кто видит их. У них нет никакого существования независимого
от него. Поэтому есть только одна джива, будь то конкретный
индивидуум или Бог. Всё остальное - просто миф.
3. Парамартхика: Доктрина не-творения [аджатавада], кото
рая не допускает второго. Нет реальности или отсутствия Её,
нет поиска или обретения, нет зависимости или освобождения и т. д.
Возникает вопрос, почему тогда все шастры говорят о Господе как о творце? Как может творение, которым вы являетесь, само творить творца и доказывать, что джагат, джива и Ишвара все являются лишь концепциями ума? Ответ таков.
Вы знаете, что ваш отец в этом состоянии бодрствования [джаграт] умер, и после его смерти прошло несколько лет. Однако вы видите его в сновидении и признаёте своим отцом, от которого вы родились и который оставил вам своё наследство. Здесь творец пребывает в творении. Другой пример. Вам снится, что вы служите какому-то царю и состоите при дворе в этом царстве. Как только вы просыпаетесь, все эти образы исчезают, оставаясь позади вас, одинокого человека. Где они все были? Только внутри вас. Та же аналогия остаётся в силе так же и в другом случае. П. Как майя появляется в вышеупомянутой вьявахарике? М. Майя есть только шакти Ишвары, или активность Реальности.
П. Почему Реальность становится активной? М. Как может этот вопрос возникнуть? Вы сами охвачены Ею. Разве вы в стороне от этой вселенской активности, чтобы задавать этот вопрос? Та же самая Сила поднимает это сомнение, чтобы все сомнения могли в конце концов прекратиться.
П. Мир сновидений не так важен, как мир бодрствования [джаграт], поскольку мы не чувствуем, что наши желания удовлетворены.
М. Вы ошибаетесь. Голод и жажда также присутствуют и в сновидении. Вы можете наесться досыта, а оставшуюся пищу отложить на следующий день. Тем не менее во сне вы чувствуете голод. Эта пища вам не помогает. Ваш голод во сне можно удовлетворить, только приняв пищу во сне. Желания, возникшие в сновидении, удовлетворяются только творениями в нём.
П. Мы вспоминаем наши сновидения в нашем бодрствовании, но не наоборот.
М. Опять неверно. В сновидении вы отождествляете себя с тем, кто теперь говорит.
П. Но мы не знаем, что спим, а не бодрствуем, как это мы делаем сейчас.
112Беседы с Шри Романой Махарши
Беседы 1937 года
113 М. Сновидение — это сочетание бодрствования [джаграт] и глубокого