свет, т. е. познающий, или сознание, видим, то не будет никакого объекта для видения. Чистый свет, т. е. Сознание, один останется повсеместно.
П. Почему же тогда необходима регуляция дыхания? М. Контроль дыхания, или его регуляция, нужен лишь для сдерживания ума, так чтобы тот не мог блуждать.
П. Контроль дыхания нужен только для сдерживания ума? М. Только видеть свет недостаточно; также необходимо иметь ум, занятый единственной деятельностью, как в том случае, когда беспокойный хобот слона вставлен в цепь.
П. Сколько требуется времени, чтобы добиться гинтамани (божественного самоцвета, исполняющего все желания его владельца)?
М. Пример гинтамани можно найти в Йога-Васиштхе. Чин-тамани означает подлинную природу А т м а н а. Рассказывают такую историю.
Один человек практиковал тапасью, чтобы получить гинтамани. Какой-то драгоценный камень чудесным образом попал к нему в руки. Он подумал, что это никак не гинтамани, поскольку его усилия были слишком кратковременны и совершенно недостаточны для обретения самоцвета. Он выбросил его и продолжил тапас. Позднее какой-то садху положил перед ним блестящую гальку с отшлифованными гранями. Этот человек был захвачен её внешним видом, но обнаружил, что она не исполняет его желаний, как он полагал первоначально. Подобным образом, А т м а н является неотъемлемым, и Его не следует искать где-нибудь в другом месте. (Ещё история ошибки.) Один из хозяев часто дразнил своего слона. Однажды этот хозяин случайно упал. Слон мог убить его на месте, но не сделал этого. Позднее, однако, хозяин выкопал в лесу большую яму и убил слона.
Чудала проиллюстрировала ошибку царя Сикхидхваджьи таким
рассказом.
Царь сохранял вайрагъю даже управляя царством и мог бы осознать Себя, если бы только довёл свою вайрагъю до точки убиения эго. Он этого не делал, но приходил в лес, практиковал тапас по расписанию и всё-таки не продвинулся даже после 18 лет тапаса. Он стал своей собственной жертвой. Чудала посоветовала ему отказаться от эго и осознать Себя, что он сделал и был освобождён.
118Беседы с Шри Романой Махарши
Беседы 1937 года
119Из рассказа Чудалы ясно, что вайрагъя, сопровождаемая эго, ценности не имеет, тогда как при отсутствии эго все владения уже ничего не стоят.
19 апреля
405. Один представительный и ортодоксальный джентльмен спросил о Шри Чакре.
М. Она имеет глубокое значение. В ней есть 43 части со священными слогами в каждой. Её почитание — один из методов сосредоточения ума. Ум привык двигаться вовне. Его